Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

«Паромщик края смертной сени»

Иногда кажется, что предназначение человека можно узнать с самого его детства. Вот, вроде бы, обычная лавочка, на которой этот человек часто сидел, будучи ребенком. На ней же сфотографировались и его родители после свадьбы. Но именно под ней оказался окоп с десятками тел солдат, погибших во время Великой Отечественной войны…

Фильм «Живой» Константина Селина рассказывает об удивительной жизни поисковика и реконструктора Дмитрия Поштаренко. С детства герой фильма находит останки солдат той давней истории, из-за чего решает стать волонтером. Его работа кропотливая и долгая – поиск тел и собирание их по отдельным мельчайшим косточкам. И, казалось бы, можно просто опознать человека и захоронить его, но Дмитрий считает своим долгом не только подарить покой погибшим солдатам, но и оставить их имена и лица в памяти потомков.

Потому следующим этапом его работы становится создание объемных исторических панорам. Основываясь на достоверных документальных данных, вместе со своей командой он реконструирует эпизоды великой отечественной. Фигуры солдат и их близких кропотливо вырезаются из пенопласта, как и часть декораций, детальная проработка которых делает их настолько реалистичными, что порой они даже вызывают эффект «зловещей долины». Кажется, будто не захороненные солдаты ожили и смотрят на нашу жизнь из своих новых, неподвижных тел.

Большим везением для героя картины оказалось найти родных одного из погибших. Значимость этого момента ощущаешь, когда видишь настоящие эмоции людей, для которых солдат был членом их семьи.

Но больнее всего для зрителя становится момент разрушения панорамы. Жестокая реальность, сметающая прошлое в пользу будущего, заменяет память виртуальными играми. Можно видеть в этом как метафору, так и простую выгоду, где новое, современное развлечение прибыльнее знакомства с историей предков. Позже мы узнаем, что все изготовленные фигуры все-таки нашли себе место в других панорамах, и все останки солдат достойно захоронены. Но осознание утраты чего-то важного нас не покидает.

Лейтмотивом фильма становится мысль о том, что важнее всего именно память, что солдаты, отдавшие жизнь за спасение Родины, должны быть захоронены, а их подвиг непременно останется в памяти будущих поколений.

Юлия Сергеева, студентка журфака УрФУ