Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Отзывы о конкурсе телевизионных фильмов

Борис Печенов, журналист, сценарист, редактор телевизионного канала «Общественное телевидение России», Москва

1. На фестивале «Россия» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

— Да! Эта акция актуальна и современна. С моей точки зрения на следующем фестивале нужно сделать еще одну «секцию» — Кино для Интернета. И активно зазывать на нее молодых авторов. Это – новый формат, это новая площадка, это новое видение, это новые люди! Без нее фестиваль теряет большой пласт современной документалистики!

2. Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

— Есть. На этой площадке показывается кино, которое зрители реально смогут увидеть! К сожалению, большинство фестивальных фильмов годятся только для фестивалей и закрытых просмотров. Они хорошо сделаны, они красивы, они затрагивают актуальные темы, но совершенно неформатны и не интересны широкой публике. Ни один канал их не купит. А смотреть это кино в интернете вообще невозможно. Я слабо себе представляю, что современный интернетзритель уделит этому более 5-7 минут.

3. Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему? –

— Конечно возможно, но при одном условии! Нетелевизионные режиссеры должны оставить свою «гордость» в прошлом. Кино снимается для того, чтобы его смотрели! А так это «хоумвидео». Больше в этом должны быть заинтересованы сами авторы! Свято место пусто не бывает, если они этого не хотят, тв без них вполне обойдется! Найдутся и другие люди, и иностранные производители.

4. Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

— Полагаю, только от части. Под телеформат, я бы отнес фильмы четкого хронометража, понятной тематики и внятной подачи материала. А явный НЕтелеформат – это многометровое кино не о чем. (К слову, именно таким и восхищается почтеннейшая публика фестивалей всех мастей.)

5. Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

— Длинные, нудные, неинтересные!

 

Жанетта Гуляева, режиссер, участник конкурсной программы телевизионных документальных фильмов

1. На фестивале «Россия» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

— Думаю, актуальна. Фестивальных площадок, где одновременно представлены телефильмы и документальное кино, к сожалению, немного. Такой формат интересен и полезен с профессиональной точки зрения, поскольку дает куда более полное представление о том, что происходит в документалистике. Кроме того, он дает шанс не только крупным столичным, но и региональным компаниям, которым в силу объективных причин трудно конкурировать в номинации «Кино».

2. Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

— Программа документального конкурса, как мне кажется, была тематически более разнообразной, были неоднозначные, спорные фильмы, спровоцировавшие бурное обсуждение, и это придало определенную остроту конкурсу. В ТВ-программе ничего неожиданного не произошло, несмотря на обилие очень интересных и, безусловно, профессиональных работ. Стало очевидно, насколько жестче на ТВ цензура, и внутренняя авторская в том числе. Документальное кино свободнее и честнее.

3. Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

— Заинтересован, в первую очередь, зритель, которому давно надоело, что его считают недоумком и жлобом (простите за сленг). Возможность взаимодействия напрямую зависит от руководства и политики телеканалов. Судя по ТВ-программе, тесным его пока не назовешь, но оно необходимо.

4. Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

— ТВ-формат жестче регламентирован, требует большей универсальности и доступности, поскольку предназначен для массовой аудитории. Его задача — рассказать и показать, и гораздо реже, в отличие от кино, – осмыслить. Кино – товар «штучный», нередко элитарный, ТВ – продукт массового потребления, даже когда он очень высокого качества. С другой стороны, на ТВ больше возможностей для экспериментов, использования спецэффектов, постановочных элементов, смешения жанров, что отчасти компенсирует необходимость держаться в рамках формата.

5. Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

— Остросоциальные «проблемные» фильмы с политическим подтекстом.

 

Елена Куценко, заместитель директора Крымского Киномедиацентра, Симферополь

1. На фестивале «Россия» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

На самом деле, разделить кино документальное и телевизионное – правильно. Это разные формы неигрового кинематографа. И к ним должен быть разный подход оценивания на фестивалях. Так что, разведение на две номинации было правильным и оправдало себя.

2.Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

Программа была интересной. Особой разницы в составлении программы я не заметила. Считаю интересной находкой появление на экране ведущего, который представлял фильмы конкурсной программы.

3.Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

Проблема в том, что каналы считают, что они снимают документальное кино, которым они заполняют свои телепроекты. И очень удивляются, когда им говорят, что это не документальное кино, а журналистика. Взаимодействие режиссеров и каналов возможно. И ко мне часто обращаются с крымских каналов с просьбой, предоставить фильмы для показа. Надо искать возможности сотрудничества. Есть же гильдия и Ассоциация. Может, надо проводить во время кинорынков и фестивалей круглые столы для режиссеров и представителей телеканалов; выставлять в соцсетях списки с фильмами и контактами.

4.Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

На самом деле, я считаю, что не существует никакого особенного формата. Это все для того, чтобы оправдаться, почему фильм не хотят взять. Раньше была мотивация по хронометражу, длинные фильмы были не в почете. Сегодня это не показатель. Для примера фильм «Быть в игре» Сони Гевейлер, который длится 90 минут.

5.Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

Наверное, фильмы, которые не соответствуют политике данного телеканала.

 

Игорь Хрекин, член отборочной комиссии конкурса телевизионных документальных фильмов, журналист, сценарист, редактор, Москва

1. На фестивале «Росси» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

Мне кажется, что начинание верное, поскольку только ТВ сейчас даёт выход документального кино к массовому зрителю. Однако, нужно определить чёткие критерии отличия документального кино от телевизионного кино. Пока эти критерии умозрительные, получается так, что киноконкурсе участвуют фильмы, созданные для показа по ТВ и это ни для кого из участников фестиваля секретом не является.

2. Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

Скажу крамольную вещь, но мне это разделение кажется искусственным. Есть хорошее кино, плохое (неудачное) кино и вовсе не кино. В этом году у меня будет круглая дата – 40 лет назад я пришел работать на, тогда ещё Центральное Телевидение. Тогда телефильмов делалось немного, и в основном это производство было сосредоточено в т/о «Экран». Во всех остальных редакциях производились передачи. Было чёткое разделение, что такое телепередача и что такое телефильм. Они различались по срокам производства, по размеру сметы и т.д. Теперь же, смотря современное телевидение, я уже давно обратил внимание, что «фильмами» называют то, что раньше считалось обычными передачами. Понятно, что все хотят делать кино, но не все это могут. И теперь всё, что по хронометражу длиннее 10 минут, называют фильмами. Даже если это обычный репортаж. То есть, возвращаюсь к ответу на предыдущий вопрос — проблема опять упирается в критерии.

3. Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

Не очень понятен вопрос – в чём предполагается такое взаимодействие? В совместной работе?

4. Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

Существует. Это сериалы. Как игровые, так и документальные. Телевидение сегодня «живёт» слотами. А кинематографисты почему-то не хотят этого учитываь. Мне довелось поработать отборшиком документального кино на двух телеканалах, один из которых был федеральным. И я с удивлением не раз столкнулся с тем, что уже опытные режиссеры делали сериалы с различными хронометражами серий. Причём, черьёзные различия – от 90 минут до 26. Каким образом такой сериал можно ставить в программу, они не задумывались. Поэтому пришлось отказываться от ОЧЕНЬ хороших фильмов. И это не какой-то единственный случай в моей практике.

5. Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

Вопрос со множеством вариантов. Самый распространённый – возрастные ограничения. Дело в том, что возможность вещания по тазным часовым поясам существует только у очень не многих федеральных каналов. И даже не у всех федеральных. Основная масса телеканалов имеет ограничение «12+». И если фильм «16+», то они его показать не могут, потому что в каком-то часовом поясе он будет идти в разрешенное Законом время, то в других попадает в днесное и даже в утреннее. А кроме того, у каждого канала есть своя программная политика, тематическая направленность, нишевая аудитория…. Поэтому требования у разных телеканалов различные.

 

Екатерина Толдонова, участница конкурса телевизионных документальных фильмов, режиссер

1.На фестивале «Росси» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

Очень актуальна. Интересно было посмотреть, что делают коллеги в других регионах. Другой возможности, как на фестивале – нет. Было много интересных работ.

2.Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

Конечно, различия очень существенные. Это разные жанры. Формат телевиденья определен рамками телеканала. У каждого телеканала свой набор принципов, условий и параметров. Это другой жанр. Документальное кино не интересует федеральные каналы, они заинтересованы в собственном продукте.

3.Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

Это невозможно. Так как это разные жанры.

4.Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

Конечно же, существует телевизионный формат. Описывать его – займет несколько дней. И у каждого телеканала свои параметры и своя позиция. Характеризовать каждый федеральный канал – объемный труд, тем более, что каждый год меняется направленность, темы и приоритеты.

5.Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

80 – 90 процентов Вашей замечательной документальной программы основного конкурса не покажут по телевиденью. Скорее все отказ будет с формулировкой – «это не формат нашего телеканала». Тем ценно было увидеть эти фильмы!

 

Мария Келчевская, участник конкурсной программы телевизионных документальных фильмов, режиссер

1.На фестивале «Россия» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

-Думаю, очень правильно, что появился в рамках Вашего фестиваля конкурс телевизионных фильмов. Конечно, есть отдельные ТЕЛЕфестивали, но, отказываясь от телевизионного формата вообще, пройдут мимо и хорошие работы.

2.Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

— Программа насыщенная, интересная. Мне очень понравилась. В программах телефильмов и док-х фильмов различие должно быть,  но, мне показалось, что в этот раз в документальном конкурсе было очень много телевизионных фильмов. Многие об этом говорили.

3.Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

— Было бы здорово, если бы взаимодействие режиссеров-документалистов и телеканалов было, но его нет, что очень странно.  Режиссер протягивает кусок хлеба с маслом и шпротинкой, а телеканал с завязанными глазами шарит в мусорном ведре в поисках пищи.  Что находит, тем телезрителя и кормит. Видимо, есть какие-то сверхлюди, которые знают истинную потребность зрителей… 

4.Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

— Суть телеформата может быть только в подаче, в инструментах. 

5.Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

-Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору, затрудняюсь ответить. Но в чудеса верю.

 

Наталья Тендора, журналист, Москва

1. На фестивале «Россия» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

Так как документальные фильмы почти не показывают на большом экране, фестивали — почти единственная возможность ознакомиться с ними зрителям. У телефильмов другой формат. Они более «подточены» под телеэкран. Документальные фильмы выходят лишь на некоторых каналах. Таких, как «Культура».

2. Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

Особого нет.

3. Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

Заинтересованность должна быть обоюдной. А для этого нужно воспитывать вкус и интеллигентность зрителей. К сожалению, сейчас идет обратный процесс — его отупление низкими шутками.

4. Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

Думаю, нет.

5. Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

Разжигающие агрессию и непонимание, сильно затянутые по хронометражу, скучные и пустые…

 

Сергей Почин, участник конкурсной программы телевизионных документальных фильмов, продюсер компании «ПМГ»

1.На фестивале «Росси» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

Хотя мало кто может точно ответить на вопрос, чем кардинально отличается телефильм от докфильма, убежден, что введение этой номинации – шаг вперед. Этот шаг   расширяет конкурсное пространство,  дает гораздо   возможностей и зрителям, и творцам (в широком смысле этого слова)сравнивать, анализировать. Всеми руками «за»!!! 

2.Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

Из-за краткого своего пребывания на Фестивале затрудняюсь ответить на этот вопрос. Если же говорить о будущем, то хотелось бы, чтобы ни в коем случае не создавалось разделение такого рода: что послабже – то в телефильмы, что посерьезнее – то в док.

3.Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

Мне кажется, что такого деления попросту нет. Все зависит лишь от того, сотрудничают авторы с телеканалами или нет.

4.Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

Видимо, существует. Как только авторы  фильма ставят перед собой оперативные задачи или вынуждены поднимать в фильме какие-то актуальные, сиюминутные проблемы, то, вне сомнений, речь идет о телеформате.

5.Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

Фильмы, которые не по душе программному директору канала. Все очень субъективно!

 

Юлия Сеферинкина, журналист, режиссер, участник конкурсной программы телевизионных документальных фильмов.

1.На фестивале «Россия» впервые был проведен конкурс телевизионных фильмов. Как вам кажется, насколько актуальна и современна эта акция? Обоснуйте свое мнение.

На мой взгляд конкурс телевизионных фильмов не просто актуален, а даже несколько припозднился. Телевидение переживает кризис, на смену ему приходит интернет, так что скоро речь уже будет идти о формате документального интернет-кино, раз уж есть некое разделение на форматы в рамках одного понятия. Поскольку телевидение заточено под массового потребителя, если речь идёт не о нишевых каналах, то и способ подачи документального тв-фильма должен быть заточен под способ восприятия информации и образов именно этого зрителя. Аналогичная ситуация с документальным, назовём его условно авторским, кино — свой зритель, своя азбука, свои метод плетения кино-ткани. Поэтому разделение абсолютно закономерно. И хорошо, что оно таки наконец произошло осязаемым образом в рамках фестиваля.

2.Какое впечатление у вас сложилось о программе телевизионного конкурса? Есть ли принципиальное различие в программах документального и телевизионного конкурсов? Если да, то в чем оно?

Различия есть, однако границы всё-таки оказались подстёрты. В показе телевизионных фильмов были работы, которые скорее можно назвать чисто авторскими, и которые можно было бы отправить в конкурс документальных фильмов. Точно также и в документальной программе были фильмы, очевидно заточенные под тв-показ. С моей точки зрения, разделение должно быть гораздо более жестким. А возможно и жестоким для некоторых авторов. Ещё было различие в интересе и количестве зрителей, способе и месте показа. Было ощущение, что программа телевизионных фильмов — это некий аппендикс основного конкурса, что, возможно, закономерно, однако, с моей точки зрения, требует некоторых доработок. Отдельно хочу остановиться на составе жюри. Мне кажется, в состав жюри имеет смысл включить действующих телевизионщиков, занимающихся документальным кино на своих каналах. Под действующими я имею ввиду людей, понимающих современную реальность телевидения. Кстати, чтобы на берегу договориться о терминологии, под телевидением в контексте этих вопросов, я имею ввиду основные федеральные каналы, а вовсе не региональное ТВ.

3. Возможно ли, на ваш взгляд, взаимодействие режиссеров, снимающих документальные фильмы, и телеканалов? Кто в более заинтересован в этом взаимодействии и почему?

Возможно, при условии, что уважаемые создатели авторского кино примут те правила игры, которые существуют на ТВ, а не будут становится в позицию «я художник, я так вижу». Кроме того, режиссёры заинтересованы в этом взаимодействии в большей степени. По двум причинам — деньги и зрители. Это было отчётливо видно на лекциях Алены Смирновой и явствовало из кулуарных бесед. Наивно полагать, что вгиковская школа внезапно возьмёт массой и совершит некий тектонический сдвиг, подмяв под свою стилистику потребности телевизионных рекламодателей, а значит и самого ТВ и его зрителя. Поэтому рецепт простой — хочешь на тв, делай тв-продукт. Хочешь на фестиваль — делай фестивальное кино. Понятно, что и в том и в другом случае могут быть отступления внутри фильма, однако общая канва и посыл должны сохраняться.

4. Существует ли все-таки некий «телевизионный формат», и в чем его суть?

Суть тв-формата в заточенности под способ восприятия информации современного телевизионного зрителя. Телевидение, если оно не нишевое, не предполагает восприятия сложной философии в данный конкретный момент времени. Не предполагает попытки конкретно осмыслить форму — где как падает тень, а как свет, почему план такой, а не эдакий, и что хотел сказать автор своим художественным произведением. Это вовсе не значит, что телевизионный документальный фильм не может воспитывать в человеке самое лучшее. Очень даже может. Только происходит это другими методами — в первую очередь массовому потребителю ТВ-контента приходится говорить многое в лоб, т.е. мораль должна чётко прослеживаться. Это не отменяет образности. Просто образность эта должна быть чуть менее образной и более доходчивой, чем в авторском кино. Теряется она (образность) и за счёт необходимой на ТВ динамики, обусловленной опять же тем, как мозг современного человека обрабатывает информацию. Отсекая обвинения в том, что мы сами приучаем зрителя к этому, скажу, что, если сейчас все начнут показывать по ТВ авторское кино, ничего не изменится, зритель уйдет в интернет окончательно, а вовсе не станет глубоко духовным. Этот паровоз уже не остановить. Однако всё ещё можно нести разумное, светлое, вечное в массы. Просто в другом формате. Тут важно определиться, что важнее режиссёру и сообществу — высказаться и донести нечто до широкой аудитории или встать в позу великого документалиста и стоять в ней до второго пришествия, так и снимая, если не в свой собственный стол, то, очевидно, в стол небольшой, по меркам всего объёма зрителей, группы людей.

5.Какие документальные фильмы никогда не покажут по телевизору?

Не соответствующие формату, в первую очередь. Можно ещё порассуждать про тему, но я убеждена, что любую тему можно развернуть так, чтобы её взяли на ТВ. А потом можно перемонтировать и на фестиваль. В общем, я призываю к гибкости мышления, вот к чему. Не помню, кто точно сказал, Наталья Гугуева или Андрей Шемякин, в рамках круглого стола, что надо уметь друг друга слышать, возможно, что и оба, так вот я хочу присоседится с тем же тезисом.