Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Мы думаем о смыслах

Съемки картины «Святой Архипелаг» проходили в течение двух лет на Соловках в Онежском заливе Белого моря. Мы поговорили с режиссером Сергеем Дебижевым о его фильме и искусстве в целом.

– О чем Ваша картина?

– Главный смысл – разбудить в человеке его духовную историю, чтобы он задумался о том, что существуют сакральные смыслы, от которых нас стали отучать. К сожалению, современная цивилизация воспитывает не духовную личность, а продвинутого потребителя. Ей нужен человек, который родился, отучился, взял кредит, пошел на работу, родил одного ребенка и оказался под землей, а лучше – в крематории; человек, который не должен ни думать, ни углубляться в проблемы, ни познавать основы религии. Мы пытаемся эту тенденцию переломить. У России есть шанс понять, что мы – существа сложные, что у нас кроме тела есть дух, и он главенствует.

– Какой была основная предпосылка к созданию картины?

– В нашей стране и вообще в мире существуют духовные центры, где сохраняются глубинные смыслы. Человек не отдает себе отчета в том, что за него где-то молятся монахи и что это оказывает на него огромное воздействие. Молитвы в таких духовных центрах способствуют тому, чтобы мир не скатывался вниз и не превращался в безумие, к которому его подталкивают. В последнее время документальное кино пытается критиковать сложившееся в цивилизации положение вещей. Хотя цель искусства – не голое критиканство, а возвышение человеческой души. Нужно работать с душой человека, с его сердцем. И я всеми силами пытаюсь это делать.

– Что есть современное искусство для Вас?

– Искусство со временем превратилось в интеллектуальную наглость. Чаще всего люди без образования пытаются свои переживания выплеснуть на зрителя. Заходишь в любое современное биеннале и попадаешь в ад. Кино сыграло колоссальную негативную роль в удалении человечества от идеала. Оно в наглости своей сказало: «Нам нужен кинематограф, который расскажет, как жить». Но кинематограф не справился. Он взял на себя столько всего, что в результате скатился к аттракциону.

– Вы уже получили приз за лучший документальный фильм на Московском международном кинофестивале.

– Это уникально. С момента возникновения Московского кинофестиваля ни разу ни одна русская картина не получала приза за лучший документальный фильм. Это случилось впервые! Однажды я был в жюри на этом фестивале. И понял, что русская картина не может получить там приз. Бился за одну такую, но, как оказалось, бесполезно. Иностранцы не понимают наших фильмов. А в случае со мной произошло какое-то чудо.

– Вы чувствовали в ходе создания картины, что она будет иметь успех?

– Нет, мы с чистым сердцем думали о смыслах, а не об успехе.

– Вы целиком посвящали время одному проекту или параллельно вели другие работы?

– Делаем параллельно несколько проектов, но мне удается переключаться. Сейчас одновременно снимаю две картины. Следующая называется «Крест», где мы будем стремиться понять, что означает этот символ для человечества. Будем снимать в Иерусалиме, в Вифлееме, на Афоне, даже в Эфиопии, где храмы в виде крестов вырублены в скалах. Попытаемся сделать несколько шагов в этом направлении.

Наша мечта – сделать картину под названием «Вера. Надежда. Любовь». Я сначала задумывал трилогию, но сейчас думаю, что это один фильм о трех сакральных смыслах, на которых держится наша русская цивилизация. Попытаемся понять, на каком уровне мы находимся сейчас, какие духовные перспективы возможны. Я хочу говорить об этих вещах и с молодыми людьми, и с мудрецами, со всеми на свете, чтобы прежде понять все это самому. Ибо любой фильм – ступень на пути собственного роста.

Александра Белоус, студентка журфака УрФУ