председатель отборочных комиссий фестиваля, киновед
На «России» я с 1997 года. Целая жизнь. Надо книгу писать — столько всего было, в основном – замечательного, каждый год не похож на другой, но есть и нечто общее. Вот об этом хочу сказать. Первое – это школа уважения к зрителям. Я рад, что именно уважение к зрителю, – возможно, самому сегодня подготовленному и понимающему неигровое кино в России – в основе концепции этого фестиваля. Больше такого нет пока нигде, зритель – объект, а не субъект восприятия, а субъекту нужно РАЗНОЕ кино, желательно – авторское. Второе – это партнерство с жюри. Редко бывало, что коллеги приходили в ярость, но и тогда зрители не давали в обиду. Это принципиально: я по-прежнему считаю, что фестиваль должен давать срез процесса, а жюри выбирает, награждая, наиболее перспективные, с его точки зрения, тенденции. И мне кажется, что принцип ОТК себя тоже изживает, кино меняется. Хочется меняться и самому, но в допустимых себе пределах. В целом же без «России» своей жизни не представляю. «Россия» – это уникальная зона риска, здесь нет заданного раз и навсегда формата, больше скажу — каждый год – как впервые.