Количество фильмов.
Во дни сомнений и тягостных раздумий о пандемийных судьбах родины авторам-телевизионщикам удалось не сбавить темпа производства фестивальных фильмов. Правда, и не нарастить. На отбор прислано всё те же 137 работ, что и в прошлом году. А вот мастера общеэкранного кино чуть-чуть сдали — 290 фильмов вместо 298. Соответственно, сократился и общий хронометраж всех присланных фильмов — сразу на 279 минут. Задача отборщиков существенно облегчилась — всего-то 12 дней 4 часа и 33 минуты непрерывного просмотра (или 17553 минуты).
Гендерно-возрастные характеристики.
Средний возраст россиянина по данным Роскомстата — 40,2 года. Документалисты — народ посолиднее: им в среднем 44,4 года (по данным фесткомстата). Обновление рядов продолжается. Из 427 присланных работ — 110 дебютов (25,76%). Весь мир стал внимателен к гендерному равноправию. Следим за этим и мы. В 2019 году женщины почти сравнялись с мужчинами – тогда они прислали на отбор всего на 6 фильмов меньше. Но в пандемийные времена отрыв снова стал увеличиваться. В прошлом году он составил 22 фильма. А в этом — аж 59. Если в процентах, то от режиссёров «мужеска полу» поступило почти 57% фильмов, от прекрасной половины человечества — чуть более 43%. А вот среди дебютантов по-прежнему больше девушек.
Хронометраж.
Он растёт из года в год. В 2019 году средний фильм «весил» 38 минут 20 секунд. В 2020-м — 40 минут 40 секунд. В этом году мы вышли на новый рекорд — 41 минута 06 секунд. Самый долгий из представленных фильмов идёт 3 часа 42 минуты. Причём женщины снимают длиннее мужчин (примерно 44 минуты против 39). Самый короткий метр у дебютантов — в среднем 33 минуты 15 секунд.
География.
Ещё одна необоримая тенденция — несмотря на кризисы и пандемии, количество фильмов, снятых в столице, не уменьшается, а только растёт. В прошлом году Москва впервые дала больше половины из всех представленных фильмов. На этом отборе лидерство усилилось — 238 фильмов из 427 (55,34%). Если рассматривать обе столицы вместе, то они дают почти 70% всей документальной кинопродукции на фестиваль. Что радует, провинция не сдаётся. Очаги активного сопротивления: Екатеринбург (12 фильмов), Новосибирск и Краснодар (по 7), Иркутск (5 работ). Впервые подключились к борьбе за документальные кинотрофеи Кемерово, Смоленск, подмосковный Клин, Мурманск и Белгород. 40 фильмов прислано из бывших союзных республик (режиссёры 12 стран из 15 городов).
Из этого всеобилия за призы нашего фестиваля сможет побороться примерно лишь каждая восьмая картина. Конкурс, как в лучшие вузы страны.