Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Тема героизма обычных людей должна присутствовать

 

Фестиваль документального кино «Россия» – не просто конкурс. Это и дискуссионная площадка, где режиссеры могут поделиться со зрителями тем, что кажется им важным и интересным. Фильм Никиты Белорусова  «#Домой»  (производство Н. Белорусов) связан с терактом в метро Санкт-Петербурга и движением «#Домой», спонтанно организованным горожанами, чтобы справиться с коллапсом транспортной системы и помочь людям добраться домой. О том, как и для чего создавался фильм – в нашем интервью.

–Фильм называется «Домой» и отмечен хэштегом. Ваша аудитория – молодой зритель?

– Хочется, чтобы все могли посмотреть картину и как-то ее воспринять.Я старался не уходить совсем в какой-то быстрый монтаж, которому нас учит интернет и мелькающие ленты. Хотел«усидеть на двух стульях». Вообще-то мне ближе молодежная аудитория, потому что, посмотрев мой фильм, она сможет что-то почерпнуть для себя. Но и старшему поколению будет приятно и интересно погрузиться в Питер.

–Какой был Ваш основной посыл?

– Я не сторонник того, чтобы у фильма был посыл, который можно уложить в одном предложении, но, наверное, это какой-то положительный пример обычных ребят, которые в один момент стали героями. В этом сверхзадача картины. А еще хотелось визуально насладиться Питером и передать его атмосферу.

– Дубляж у фильма английский. И название на экране тоже на английском. Ваш фильм был представлен где-то еще, не только на «России»?

– Ну да, сейчас я, можно сказать, завершаю его фестивальную судьбу. Из самых популярных фестивалей он был на ShortFilmCorner-е Каннского фестиваля, был и на других фестивалях, где-то даже брал награды. Он показывался и в России, просто была версия на английском языке… Наверное, стоит перевести инфографику на русский язык, потому что в фильме представлены оригинальные комментарии из интернета по поводу случившегося.

– Ваш фильм выглядит новаторским. Живые вставки с видеозаписями чатов, которые пролистываются во время показа, приемы монтажа, переходы на горизонтальную и вертикальную ориентацию экрана. Что Вас натолкнуло на эти идеи?

–Эта история – про интернет. Ее нельзя рассказать, не используя соответствующие приемы. Вопрос был в том, как вклинить их в кадры Питера, которые тоже связаны с происходящим. Последовательно нельзя, это бы не воспринималось, я хотел объединить их. Поэтому пришлось придумывать способы. А перевороты картинки происходили в те моменты, когда речь идет о том, что либо мир перевернулся в тот день, либо кто-то переворачивает с ног на голову какие-то понятия, поэтому я позволял себе кадры «вниз головой», чтобы передать запутанность ситуациии смятенное состояние людей.

– Правильно ли я понял, что Вы сделали этот фильм в одиночку?

– Не совсем. Были звукорежиссер, композитор, много людей, которые помогали мне советами.Так как это независимый проект, без какой-то ангажированности, его поддержал суммой питчинг, которой хватило для начала съемок, но потом я потихоньку делал графику и монтаж сам. Оператором тоже был я сам, потому что на тот момент мне было сложно кого-то найти и сделать то, что надо. Мне хотелось самому до конца повариться во всемэтом.

– Не сложно было?

– Сложно, но мне понравилось. Просто отняло много времени. Этот фильм я делал три года, по чуть-чуть, больше всего времени заняла работа с интервью. Там масса хронометража, когда водители просто делятся мыслями.Это нужно было отфильтровать, вычленить четкую информацию из их речи, выстроить ее так, чтобы все имело драматургический смысл и подводило к финалу.

– Тема теракта в петербуржском метро не новая, хотя до сих пор острая. Прошло 4 года с тех пор…Почему важно вспомнить о ней и рассказать именно сейчас?

–У нас происходит все больше событий, где нужна горизонтальная консолидация общества вокруг какой-то проблемы, когда мы не пытаемся ждать ответа от кого-то сверху. Просто берем и решаем что-то сами. В некоторых странах или даже районах городов России это развито. Есть активные сообщества, что, несомненно, приносит результат. Например, мой следующий проект про станцию Шиес, про протесты против мусорного полигона. Люди заняли то место, где должна была быть стройка, и героически два года (и зимой, и летом) там держались, можно сказать, на болоте, в условиях дикого выживания. Это тоже пример того, как народ сам решает проблему, и у него получается эффективно. Думаю, это особенно актуально сейчас. Политические вопросы, экология…Тема героизма обычных людей должна обязательно присутствовать в нашей жизни. Не только в черно-белых фильмах про войну, но и в чем-то близком к нашей сегодняшней действительности.

Беседовал Артем Новоселов,

магистрант журфака УрФУ