Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

«Режиссура – не бейсболка, кофе и черные очки…»

Информационную программу «Шаг в профессию», составленную из фильмов студентов Иркутского и Ростовского-на-Дону филиалов ВГИК им. С. А. Герасимова в один из дней фестиваля представил руководитель мастерской, доцент Ростовского-на-Дону филиала режиссер, сценарист, художник, призер отечественных и международных кинофестивалей Вадим Цаликов, ответивший на некоторые наши вопросы.

–Как Вы стали режиссером-документалистом?

–Человек иногда очень долго ищет, выбирает то, чем действительно хочет заниматься. Я по первому образованию художник, окончил художественное училище, потом еще два года учился в Санкт-Петербургской академии художеств на факультете теории и истории искусства, но оттуда ушел, поступив во ВГИК, и нисколько об этом не жалею. В тот год, когда я поступал, набора на игровое кино не было, только на документальное. Я думал, что переведусь, но потом понял, что документальное кино –это именно то, чем я и хотел бы заниматься.

–Теперь Вы сами преподаете. Ваши ученики –творческие личности, у них, наверное, есть свои идеи. Трудно ли найти подход к каждому?

–Они пока еще формируются как творческие личности. В мою мастерскую поступали ребята сразу после школы. Однако режиссура – профессия, требующая жизненного опыта. Человек должен пережить либо разочарование, либо восторг и успех. Но такое бывает в более зрелом возрасте. Я сам поступал на режиссуру, когда мне было 25 лет. И наш мастер Виктор Петрович Лисакович, набирая курс, сказал тогда, что 25 –самый подходящий возраст для поступления на режиссерский факультет. Сейчас такая тенденция, что ребята поступают сразу после школы. С одной стороны, из них уже можно что-то начинать формировать, но по-настоящему, как режиссеры и творческие личности, они сформируются только после окончания института, когда войдут во взрослую жизнь и начнут снимать. Тогда только они и станут творчески состоявшимися люди. Пока же они лишь экспериментируют.

– Какой совет Вы могли бы дать начинающим режиссерам и своим студентам, в том числе?

– Больше наблюдать, учиться, думать, именно думать. У творца-художника на первом месте всегда эмоции, это хорошо, но режиссура – точная профессия. Для того, чтобы сделать полноценный фильм, надо его глубоко продумать и прочувствовать. Понять, для чего ты выбираешь ту или иную тему или того или иного человека, как сделать интересным твой фильм не только для себя, но и для тех людей, которые будут его смотреть.

– Каковы, по Вашему мнению, главные качества режиссера документального кино?

– Упорство, настойчивость, хорошее здоровье. За свою жизнь на съемках мне пришлось побывать в самых разных местах, и я понял, что нужно иметь некий запас прочности, позволяющий тебе работать. Самое главное – это целеустремленность, когда человек понимает, чего он хочет и будет добиваться этого всеми силами. Только из таких людей и получаются режиссеры. Сейчас на моем курсе есть уже такие ребята, которые, скорее всего, состоятся в профессии, потому что они целенаправленно учатся, хотят многое постигнуть.

– Когда Вы поступали на режиссуру, Вы думали, что достигнете успеха в этой области?

– Сейчас молодое поколение сразу заточено на успех. Наше же поколение было более рефлексирующим, мы немного стеснялись делать громкие заявления. Если сейчас спросить первокурсника: сможешь ли ты снять фильм на такую-то тему? Он без проблем скажет: «Да, конечно, смогу». В наше время было по-другому, мы очень сильно сомневались, были не уверены в себе. Но это не так уж и плохо, потому что по-настоящему профессиональный режиссер всегда должен сомневаться и постоянно учиться. Процесс обучения не прекращается с окончанием института, мы учимся на каждом фильме, независимо от того, сколько мы снимаем. Человек должен реально оценивать свои силы и возможности и каждый раз задавать себе вопрос: смогу ли я сказать что-то новое, будет ли это интересно? Так, я считаю, нужно подходить к этому вопросу. Всегда помню слова нашего педагога: «Если вы думаете, что режиссура – это бейсболка, черные очки и чашка кофе, то вы глубоко ошибаетесь». Режиссура – это адский труд. Когда видишь, что фильм снят в «горячих точках», как, например, фестивальная картина «Призраки. Солдаты забытой войн», то понимаешь сколько сил, времени и мужества было затрачено на картину. Но это ее авторам было нужно. Они все должны пропускать через себя, отдавать своей профессии. В этой отдаче – ее суть.

– Есть ли новые картины в Ваших собственных планах?

– Картины есть, но дело в том, что в мои планы вмешалась пандемия. Еще в 2020 году я снимал своего героя. Он врач, очень интересный человек, и в Бельгии мы сняли очень хороший материал, но, к сожалению, я не могу показать готовый фильм, потому что мой герой не может приехать в Москву, опять же из-за пандемии. Так что пока я нахожусь в вынужденном простое и все силы прикладываю к работе со студентами.

– Вы довольны тем, как сложилась Ваша судьба?

– Главное в жизни – заниматься тем, что тебе действительно нравится. По крайней мере, для меня это так.

 

Беседовала Дарья Дручинина,

студентка журфака УрФУ