Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Путешествие по кинотеатрам: полярные ночи, Сибирь и центральная Россия

«Дальний план» (кинокомпания «ИГРА») – фильм, получивший Гран-при фестиваля «Россия» – 2021. Его режиссером и автором идеи является Владимир Головнёв. Фильм повествует о судьбах жителей отдаленных поселков России, в которых неожиданно для всех открываются кинотеатры. Помимо интересной концепции здесь следует отметить и неожиданные операторские решения. Мы поговорили об этом с оператором картины Никитой Аниськиным.

– Сколько времени вам потребовалось для того, чтобы снять весь фильм?

– Мы не снимали его подряд. Работали выездами. В каждую локацию приезжали примерно дней на 5-7 и снимали все необходимое. Естественно, таких заездов было несколько. Мы приезжали к одному и тому же герою несколько раз в зависимости от событий. В целом на это ушло, наверное, смен 50. Если считать весь период, то мы начали съемки в мае 2019 года и закончили к зиме.

– С какими трудностями вы столкнулись, реализуя проект?

– Что касается трудностей, то это – чисто человеческий фактор. Например, наш первый герой, дядя Саша, постоянно бегал от нас. Я быстро бегаю, занимался легкой атлетикой и считаюсь бегающим оператором. Но за ним мне приходилось реально «носиться». И в фильме отражена его динамичность. Я не могу назвать это проблемой, но все-таки вызывало некоторые трудности. Его было очень просто потерять из виду. А если ты потерял дядю Сашу, то в лучшем случае ты его найдешь через несколько часов. Как таковых проблем не было. Иногда с трудом находили жилье. Например, в последнем поселке, где снимали.

– В фильме использовано множество кадров, сделанных в темноте, какие особенности имеет съемка в темноте?

– Любой темный кадр хорошо работает, когда есть яркая точка. Если мы говорим о кинозале, то там, конечно, возникали некоторые трудности. Приходилось всячески изощряться: ловить вспышки света на экране, приоткрывать двери. Все было снято в свете экрана, а лица людей «брали» с первых рядов, так как там они хотя бы различимы. Также у нас была специальная камера с двумя режимами светочувствительности, с ней легче работать в темноте. Что касается работы в условиях полярной ночи, то мы старались все отснять пока еще не совсем стемнело. Особенность полярной ночи в том, что солнце не выходит из-за горизонта, но при этом в какой-то период отражается от неба, которое становится светлым. В такие моменты мы и снимали, когда камера еще могла принять свет. Большую роль сыграл и наш колорист, который действительно круто выполнил работу, он хорошо помог нам с этими кадрами.

– Каким образом можно соотнести вашу работу и название фильма «Дальний план»?

– То, что сразу бросается в глаза, это обилие кадров с дальними планами. Мы старались вписывать героев в среду, чтобы показывать, в каком пространстве они существуют. Поэтому изначально договорились снимать в основном именно дальние и крупные планы, средние старались не использовать. Это делалось еще и для того, чтобы показать, как далеко находятся наши кинотеатры. Где-то там, на периферии, вдали друг от друга и от центра России. Так мы захватили Север с полярными ночами, Сибирь и центральную Россию. Можно было бы и еще поездить, но, к сожалению, наши возможности не безграничны.

Беседовала Анна Олина,

студентка журфака УрФУ