Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Прививка литературой: что мы еще не знали о Стругацких

 

Про этих писателей создан уже не один документальный фильм. Но лента «Тоска по пониманию. Братья Стругацкие» (режиссеры Л. Тележко и Е. Плугатырева, «Студия Век») снималась очень долго, в нее вошли не только архивные материалы, но и интервью с учениками и знакомыми, вставки из текстов, эксклюзивные материалы. Подробнее о картине рассказывает автор сценария и режиссер Луиза Тележко. 

–  Как родился этот фильм?

–  Я попала в Петербургский семинар к Борису Натановичу Стругацкому как все – принесла свои рассказы. Потом стала работать на телевидении,поступила во ВГИК, и фокус моего интереса переместился в эту сторону. Стала делать программы о фантастах, старалась собрать побольше материала, записать рассказы семинаристов, снять что-то на видео. Но на интервью Борис Натанович долго не соглашался.

–  Почему? 

–  Он отшучивался: «У меня уши торчат, я не киногеничен». Хотя он очень красивый человек–и внутренне, и внешне. 

–  Вы были знакомы со Стругацкими лично. Они правда не похожи на других людей в жизни? 

– Они описали людей, у которых уже открылась третья сигнальная система –«люденов». Братья и сами,можно сказать, людены по своей проницательности. Борис Натанович был очень демократичен, но при этом ярко проявлялся его интеллект, многие считали и считают братьев гениальными. 

–  Как долго шла работа над фильмом и как Вы собирали материал? 

–  Мы снимали о них материал, который выдавали в эфир, но остались части, которые туда не вошли. Есть съемки семинаров нулевых годов, встречи с американским писателем-фантастом Робертом Шекли. Аркадий Натанович вообще отказался сниматься. Он говорил: «Вы питерские, вот Бориса и снимайте». А мы бы рады, да это тоже было не так просто. Правда, сохранились любительские съемки, фото, тексты. Общая протяженность съемок – больше двадцати лет. Огромный архив был собран в Донецке. Его привезли в Петербург.

Есть издатель Саша Сидорович, который создает полное собрание сочинений и материалов Стругацких, со всеми вариантами, письмами, с тем, что было написано ими в одиночку. Готово уже 33 тома в очень маленьком тираже. Этот материал мы тоже получали. 

–  Почему было выбрано такое название? 

–  Мы использовали литературные отрывки из произведений Стругацких. Все, в сущности, про это, про тоску по пониманию. Мы приводим в фильме цитату о том, что очень трудно бывает понять что-то самому, не по инерции общепринятого, не в слепой вере, не отвергая сразу и не идя за кем-то.

–  Ее ведь можно понять двояко: как невозможность что-то понять и как невозможность быть понятым?

–  Да, все верно. Я говорила о литературной прививке произведениями Стругацких, которую имели советские люди и имеют сейчас. Читатели получали, в сущности, одно и то же, но преломлялось полученное в сознании у всех по-разному, в зависимости от той степени понимания, которой тот или иной человек обладает в жизни. Заметьте, ученики и поклонники Стругацких в фильме тоже очень разные, и между собой они иногда отнюдь не в дружбе. Стремление понять своих мастеров и друг друга – тоже тоска по пониманию.

Но если присмотреться, очень-очень, то следы прививки творчеством братьев Стругацких заметны…

–  В фильме есть игровые фрагменты. Почему и как они были созданы? 

–  Есть несколько фильмов о Стругацких. Там принцип один и тот же: кто-то о них рассказывает, а потом идут отрывки из экранизаций их произведений. Но эти экранизации имеют слабое отношение к работам Стругацких. Это фильмы конкретных режиссеров. Мы не пошли по такому пути. Мы решили дать цитаты из произведений Стругацких, соответствующие теме фильма – «Тоска по пониманию». А как их дать? Прочитать за кадром и написать на черном фоне? Мы решили: пусть актер читает те или иные фрагменты в предлагаемых обстоятельствах. Цитаты в этом ключе зазвучали совсем по-другому. Причем мы снимали в местах, связанных со Стругацкими: в их номере в Доме писателя в Комарово, в Москве, в Пулковской обсерватории: в общежитии и в лабораториях, где Борис жил и работал, около площади Стругацких, где его последняя квартира. Там многое еще сохранилось, но скоро все изменится. Хотелось зафиксировать время и место…

Беседовала Анна Капустина,

студентка журфака УрФУ