Свою информационную программу на фестивале представили сотрудницы Российского государственного архива кинофотодокументов – начальник отдела информационного обеспечения Галина Викторовна Королева и главный специалист этого отдела Марина Анатольевна Чертилина. Нам удалось задать им несколько вопросов.
– Что такое РГАФКФД и в чем заключается ваша работа?
–Г.В. Королева, М.А. Чертилина: Одно из крупнейших и старейших хранилищ аудиовизуальной информации. Наш отдел занимается работой с отечественными и зарубежными пользователями архивной информации. Они могут просматривать кино, фото и видеодокументы. Причем, кинодокументы, начиная с 1896 года – коронации нашего последнего императора Николая II. Это самая ранняя съемка, произведенная в России. У нас всего около 300 тысяч единиц хроникально-документальных фильмов, киножурналов, летописей. Имеются фотодокументы – более миллиона оригинальных негативов на стекле и пленке,начиная с 1850-х годов. А также собрание оригиналов – фотоальбомов. Самым ранним мы считаем семейный альбом Александра II 1862 года.
–Как удалось сохранить фильмы со времен коронации Николая II?
– Г.В. Королева:У нас существуют специальные условия хранения. Есть отдельные хранилища для триацетатной пленки и нитропленки. Но в основном, стараемся все фильмы перевести с горючей пленки на нитрооснове на триацетат и в цифру. И хранятся они просто прекрасно. Пленка себя хорошо чувствует уже 150 лет.
– М.А. Чертилина: Надо сказать, что еще не придумали лучшего носителя, чем пленка. Современные носители хороши для использования, но для хранения – только пленка или стеклянный негатив.
–Будут ли эти старые кинофотоматериалы оцифрованы?
–Г.В. Королева:Они уже…Но все делается постепенно. Мы –федеральное, казенное учреждение, поэтому все зависит от того, сколько средств будет выделено и когда.
– М.А Чертилина: И все же для хранения лучше пленка!
–Ваш любимый документальный фильм, хранящийся в архиве?
– Г.В. Королева: Тяжело выбрать. Только названий в архиве –38 тысяч.Наверное, фильмы Копалина и Медведкина.
– М.А. Чертилина: Очень хороший фильм Дзиги Вертова«Симфония Донбасса», который мы привезли.
– Г.В. Королева:Это –мировой классик.
– М.А. Чертилина: В последние годы появилось много хорошего документального кино.
–Кажется ли современному зрителю странным старое черно-белое кино?
– Г.В. Королева: Конечно.Особенно, если зритель неподготовленный.Немое документальное кино тяжело смотреть, для этого надо быть или специалистом, или очень любить кино…
– М.А. Чертилина: Или чтобы перед этим была какая-то лекция, но недлинная.
– Г.В. Королева: Тяжело воспринимать немое кино без титров. Понятно, когда смотрят историки, им интересен каждый кадр, а обычному зрителю это тяжело.
–М.А. Чертилина Но опять же у нас есть фильм 1959 года «Приключения двух медвежат». Фильм черно-белый, а дети его смотрят с удовольствием. Уже не одно поколение выросло на нем, потому что снимали профессионалы. Видна операторская работа, даже, был написан сценарий, а это детское кино.
–Назовите, пожалуйста, три топовые сегодня темы документальных фильмов.
– Г.В. Королева, М.А. Чертилина: 1) Великая Отечественнаявойна, 2)Царская семья, 3) Сталин.
– М.А. Чертилина: Темы зависят от дат.
–Вы постоянно бываете на нашем фестивале, какая тенденция в документальном кино заметна: к развитию или наоборот?
– Г.В. Королева:Заметно развитие. Сейчас есть из чего выбирать для показа на фестивале.
– М.А. Чертилина: В прошлом году тоже были потрясающие фильмы. В 1990-е годы или начале 2000-х кино было слабее. В фестивальных картинах хорошо видна операторская, режиссерская работа, труд сценаристов. Сегодня ценится профессионализм, а не просто что-то «жареное».
Беседовал Даниил Паньков,
студент журфака УрФУ