Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Параллельный человек

 

История Игоря Дмитриевича Бурцева, чья жизнь посвящена поиску Снежного человека, оставила свои отпечатки на всех, с кем он общается, работает, живет. Дочери вспоминают жуткую скульптуру Йети в коридоре и то, что их отец называл Снежных людей параллельным человечеством, сотрудники научных центров посмеиваются, но восхищаются реальными находками. Режиссер фильма «Мой друг Йети» (студия “OlgaMichiProduction”) Владимир Кривов рассказал о настроении фильма, его главном герое и о том, что он сам думает о Снежном человеке.

–Считаете ли Вы Игоря Дмитриевича «Дон Кихотом» нашего времени?

–Несомненно, сравнение с Дон Кихотом правильное, наиболее близкое. Бескомпромиссная вера в свое дело, в свой поиск делает его таким. Счастлив ли он? Но ведь Дон Кихот был по-своему счастлив и по-своему одинок. Все зависит от того, как его воспринимают разные люди.Под 80 лет человеку, и, в отличие от каких-то дедушек, бабушек, которые сидят целыми днями, условно говоря, у подъездов, смотрят на окружающий мир, он горит своим делом в достаточно серьезном возрасте. Прыгает, как мальчик. Поэтому, конечно, это дает ему тот самый заряд счастья и какие-то совершенно сумасшедшие жизненные силы. Чудак или ученый? Это покажет время.

–Как Вы можете описать связь героя фильма и Йети?

–Собственно «Снежным человеком» является сам Игорь Дмитриевич. О нем речь. Это своеобразный уход в свой мир, какая-то мечта, полудетская, юношеская. Для него важен, скорее, путь, а не результат. Он говорит в фильме, что он сам себе уже все доказал. Он знает, что Снежный человек существует, поэтому найдет он его или нет –это уже не играет большой роли, ему все-таки важнее сам путь поисков, постоянное движении. Он уже нашел своего Снежного человека, он идет с ним рядом, это его незримый друг, он его по-своему чувствует. Это, может быть, даже какое-то отождествление себя с ним. Поэтому в данном случае конкретный результат, наверное, уже не сильно важен.

–Как Вы сами относитесь к теме Снежного человека?

–Прямых доказательств его существования нет, также как нет безоговорочных доказательств того, что он не существует. Пока, собственно говоря, он не найдется конкретно, физически, нельзя утверждать ни первого, ни второго. Тут может быть все, что угодно. Заразил ли герой меня этой темой? Не могу сказать. Но Игорь Дмитриевич из тех редких людей, которые заражают даже, скорее, не своим делом, конкретным интересом, они заражают своим энтузиазмом, харизмой, отношением к жизни, так сказать, стремлением все время двигаться вперед. Они дают надежду, потому что для таких людей нет ничего невозможного. Они просто не видят препятствий. Вот этим они заражают и заряжают.

–Фильм получился веселым, и это отмечали зрители. Хотели ли Вы изначально задать такое настроение?

–Мы старались фильм сделать не то,чтобы веселым, а, скорее, ироничным, легким. Хотя, наверное, можно сказать веселым. Нарочитой несерьезности никто не собирался вносить. Но музыкальное сопровождение… Именно эта музыка просилась, и она легла на изображение практически сама. Там есть эпизод, где Игорь Дмитриевич выступает с докладом на одном из слушаний, посвященным явлениям подобного рода, и в зале кто-то спит, кто-то ест. В данном случае хотелось подчеркнуть отношение к теме общества. Все относятся к ней по-разному, даже его собственная семья. Часть людей не считает тему серьезной, видит в ней больше шарлатанства какого-то, другие же видят тут серьезные научные исследования, эксперимент в каком-то роде. Музыка работала именно на это. Ну и характер героя. Если вы помните, там была такая фраза: «Иду красивый, двадцатидвухлетний». Он себя чувствует молодым человеком. Именно в этом дело. Музыка –это подчеркивание, подтекстовая иллюстрация его молодого характера и отношения к жизни, несмотря на его достаточно серьезные, большие лета.

Но таких людей, как Игорь Дмитриевич, особенно увлекающихся, которые, по большому счету, всей душой верят в свою идею и идут дальше несмотря ни на что, потому что иначе нельзя, иначе не получится, иногда заносит не «в ту степь». Здесь есть много и странных вещей: он говорит о том, что Снежные люди любят музыку, и когда в лесу кто-то играет, например, на варгане, они собираются, и их прямо видно. Естественно, это вызывает улыбку. Поэтому в анимационной вставке, где Йети танцуют и показывают «козу», я решил подчеркнуть, что временами фантазия зашкаливает, отсюда и такая легкая ирония присутствует в фильме.

Фильм очень хотелось сделать легким. Я понимаю, современное кино должно вскрывать какие-то проблемы, социальные конфликты,это все понятно, и это одна из функций искусства.Жизнь у нас нелегкая. Поэтому жесткое, конфликтное кино необходимо. Но его в последнее время много, гораздо меньше таких фильмов, на которых можно было бы выдохнуть. Мы хотели сделать именно такое кино. Во-первых, чтобы оно держало до конца, чтобы было интересным. Во-вторых, чтобы оно не было тяжелым, давящим. И фигура Игоря Дмитриевича, и его окружение, и все, что с ним происходит, этому способствуют. Он читает много стихов, поет песни, весь в движении.

–В процессе создания фильма Вы видели его именно таким, каким он получился?

–Да, мы так хотели. Не было идеи делать картину слишком серьезную,хотя в ней есть моменты, над которыми, как мне кажется, зритель должен задуматься. На самом деле фильм глубже, чем просто документальная комедия.

Беседовала Юлия Сергеева,
студентка журфака УрФУ