Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

О монтаже с любовью

17 октября в рамках нашего фестиваля состоялся мастер-класс, посвященный монтажу в неигровом кино. В качестве ведущего выступил режиссер-документалист, режиссер монтажа, сооснователь компании «SugarDocs», преподаватель мастерских для документалистов «Siberia DOC» Кирилл Сахарнов (Москва).

Разговор с аудиторией начался с больной для любого монтажера темы – недостатка внимания к его профессии, выражающегося в том, что монтажера практически никогда не упоминают в фестивальных каталогах, где перечисляются создатели фильма. Далее Сахарнов не единожды произнес со сцены сакраментальную фразу: «Отсматривайте материал!» Это правило помогло ему в работе над фильмом «Новая» Аскольда Курова, посвященным жизни редакции «Новой газеты». Для создания картины монтажеру потребовалось отсмотреть порядка 140 часов исходного материала. Интересной находкой в этой работе стало то, что для записи качественного звука режиссер разместил микрофоны в стаканчики для кофе, которые редакция брала на все важные собрания и планерки. Сахарнов настойчиво советовал слушателям резать текст и не жалеть о последствиях: все, что не несет эмоциональной или смысловой нагрузки, должно быть вырезано, даже если очень дорого режиссеру картины. Самым важным в работе монтажер считает умение услышать и правильно понять режиссера. Помимо «Новой» на мастер-классе были показаны также отрывки из фильмов «Я должна рассказать» режиссера Сергея Кудряшова и автора Диляры Тасбулатовой, «Ленинленд» Аскольда Курова и собственного фильма «Наталья Горбаневская: «Я не героиня».

А мы поговорили с Кириллом Сахарновым о тонкостях монтажного искусства после окончания мастер-класса.

– Продолжите фразу: документальное кино – это?

– Очень честный и правильный рассказ о нашей жизни. Никакое игровое кино так не расскажет. Только настоящее, правдивое документальное кино может показать жизнь настоящую, такую, какая она есть в действительности.

– В чем различия монтажа в документальном и игровом кино?

– Конечно, игровое кино – это, в первую очередь, сценарий, раскадровка. Изначально у режиссера уже есть план, которому ты следуешь. Монтажер в игровом фильме думает, как сделать ту или иную сцену, исходя из сценария, как оформить ее ритмически, где расставить акценты. В документальном фильме ты самостоятельно создаешь ту картину, которая будет на экране. Здесь режиссеру монтажа предоставляется больше свободы.

– Чем, на Ваш взгляд, любительский монтаж отличается от профессионального?

– Я не могу сформулировать конкретные различия, просто чувствую их с первой минуты просмотра. По дыханию и темпу сразу понятно, профессионально человек монтирует или нет. Если он торопится и делает нелепые склейки – монтаж не идет. Не льется, как песня. Высший показатель качества монтажа – когда в процессе просмотра ты перестаешь обращать внимание на особенности монтажа. Лично мне в силу профессиональной деформации бывает сложно отключиться, просматривая даже самые любимые фильмы. Но иногда срабатывает: абстрагируюсь и смотрю кино как обычный зритель.

– Вы окончили режиссерский факультет ВГИКа имени С.А. Герасимова, также проходили обучение в Нью-Йоркской академии кино. Что из информации, которую вы там получили, пригождается в профессии?

– Во ВГИКе меня научили главному правилу, которое озвучил еще Марлен Хуциев: быть честным со зрителем. В Нью-Йорке мне понравился их подход к обучению. Когда студент смонтировал работу, педагоги начинают ее разбор с похвалы, даже если он сделал немало ошибок. И только в самом конце, когда студент окрылен, они обращают внимание на недочеты. В результате человек не чувствует себя бездарностью, ему хочется творить дальше. В нашей педагогической практике такое встретишь редко.

– Вы также проходили обучение в летней школе академии IDFA, в Амстердаме. Что почерпнули оттуда?

– IDFAcademy – школа, которая помогает начинающим режиссерам. На стадии финального монтажа вы можете подать заявку на обучение. Если пройдете отбор – специалисты высшего уровня в течение недели будут заниматься вашей картиной. Мне IDFA помогла полностью изменить представления о монтаже. Я понял, что можно смело работать с материалом, не бояться экспериментировать. А вообще я регулярно смотрю различные мастер-классы, считаю, обучаться нужно на протяжении всей жизни.

– Многие свои работы вы самостоятельно режиссируете и монтируете. Но если придется выбрать – режиссура или монтаж – что это будет?

– Мне интереснее монтаж, потому что тут ты сам становишься режиссером на какое-то время. Ты можешь режиссировать то, что до тебя уже сняли и срежиссировали. Можешь исправить ошибки, привнести что-то новое. Я действительно люблю монтаж.

– У Вас с женой Ксенией Сахарновой есть своя кинокомпания «SugarDocs». О чем вы рассказываете зрителю?

– Мы снимаем документальные фильмы на правозащитную тему. Снимаем редко, но получается, как правило, хорошо. Могу посоветовать посмотреть фильм «Наталья Горбаневская: «Я не героиня» – о поэтессе, участнице диссидентского движения, которая в 1968 году вышла протестовать против вторжения советских войск в Чехословакию. Также советую фильм «5 минут свободы». Это одна из первых наших работ, актуальная и сегодня.

– Какие фильмы Вас вдохновляют?

– Я вам честно скажу: я люблю голливудское кино! Обожаю старую голливудскую классику, пересматриваю Чаплина, Копполу, Спилберга, Скорсезе. Из документальных фильмов хочу посоветовать посмотреть знаменитую картину «В поисках Шугармена» – лауреата премии «Оскар» Малика Бьенджеллуля, «Семейное дело» Тома Фассарта. Это мировые хиты. Из нашего кино посоветовал бы начать с изучения шедевров Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма. Эйзенштейн – пионер в области монтажа, его метод «монтажа аттракционов» работает по сей день. Даже в Нью-йоркской академии на него ссылаются, называя его методику «русским монтажом».

– Что бы Вы привнесли в нашу киноиндустрию?

– Больше хорошего документального кино!

Беседовала Анастасия Cтаркова,

студентка журфака УрФУ