Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

«Относись к автору так, как если бы ты был на его месте…»

Во время фестиваля в Доме кино прошел мастер-класс «Чем занимается редактор документального кино». Его провел шеф-редактор отдела документального кинопоказа канала «Россия-Культура» Всеволод Вячеславович Коршунов. Мастер-класс посетили режиссеры-участники фестиваля, а также студенты УрФУ и ЕАСИ. В ходе мастер-класса ведущий рассказал, как порой бывает сложна работа редактора документального кино.

Редактор ведет каждый фильм от сценария до финального выхода в эфир. Сам же Всеволод Вячеславович в разные годы работы на телевидении был и сценаристом, и шеф-редактором на студии, занимающейся производством фильмов и передач, и принимающим редактором на канале. Поэтому он говорил обо всех трех своих ипостасях. Для редактора важен диалог между ним и с автором: «Я читаю сценарий, с одной стороны, с другой,смотрю недоделанный фильм с “черными полями”. Но самое главное – встречаюсь с автором и обсуждаю с ним фильм». Здесь важно выключить режим – «я бы сделал по-другому». А одной из главнейших задач редактора документального кино является фактчекинг – проверка фактов в фильме на достоверность.После окончания мастер-класса мы задали Всеволоду Вячеславовичу Коршунову еще несколько вопросов.

– Как строится Ваша повседневная работа на канале «Россия Культура»?

– В первую очередь мы ищем новые темы и новых авторов. Смотрим в разных версиях в разобранном виде части фильма, смотрим также разные варианты сценария. Моя задача – вести конкретный проект от заявки до его выхода в эфир. Очень важно в моей работе найти слова, чтобы не обидеть автора, если фильм нужно серьезно переработать. Я сам, как создатель документальных лент, прекрасно понимаю чувства авторов, которые приносят мне на«суд» свои произведения. Поэтому я пользуюсь так называемым «золотым правилом нравственности» – относись к  другому так, как если бы ты был на его месте.

– Какое место занимает документальное кино в программной политике канала «Россия-Культура»?

– Наш канал – «кнопка», наполненная фильмами разных производителей. Это – один из немногих каналов, который показывает документальное кино. Причем у нас идет и зарубежное кино, закупаемое для эфира, и отечественное, и классическое, и современное, и телевизионное, и так называемое арт-кино. Если раньше наши большие каналы, такие как «Первый», «Россия-1», «НТВ», «ТВЦ», показывали много документалистики, то теперь эти линейки сильно сократились. Документальное кино часто делается сегодня безавансовым способом. То есть студия, которая его снимает, изначально должна иметь деньги на производство фильма, а канал платит уже после того, как мы приняли фильм. Естественно, у вас как у частного лица изначально такой крупной суммы, скорее всего, нет. Поэтому у нас на канале присутствуют фильмы, сделанные на студиях – больших или маленьких.

– Как происходит отбор фильмов для показа в эфире?

– Этим занимаются другие специалисты, мои коллеги. Например, у вас есть хороший фильм и есть контакты канала. Вы присылаете ваш фильм, редактор его смотрит и отвечает вам, годится он или нет, нужно ли там что-то поправить, обсуждает детали с руководством. И дальше уже решается вопрос – выйдет фильм в эфир или нет. 

– Вы защитили кандидатскую диссертацию на тему «Неклассические способы композиционного построения современного киносценария». Что такое «неклассические» способы?

– Есть автоматическое восприятие фильма, и есть деавтоматизация восприятия, когда мы рассказываем ту или иную историю непривычным способом. Это освежает восприятие фильма.  Мы привыкли в кино к автоматическому восприятию,это называется «сном наяву», мы как бы полуспим, находимся в расслабленном состоянии. При автоматическом восприятии мы смотрим на персонажей как на живых людей, как бы подглядываем за ними через «замочную скважину», нам создают иллюзию реальной жизни. Другая стратегия восприятия – деавтоматизация, когда нам показывают, что это все кино, а не настоящая жизнь. Таковы неклассические способы композиционного построения. Например, это обращение персонажа прямо в камеру, разговор со зрителем. Пользуясь такой стратегией, мы пробуждаем зрителей, в этом и заключается задача неклассических способов. 

– Вы –киновед и сценарист. Как это образование помогает Вам в работе редактора документального кино?

– Мы живем в эпоху life long learning – эпоху бесконечного образования. У нас работают разные редакторы, есть и с дипломами биолога, искусствоведа, историка. Мне в какой-то момент показалось, что моего диплома журналиста недостаточно. Можно обучаться с помощью дополнительных курсов, а не только второго высшего образования. Бывает, когда ученая степень помогает мне на уровне фактчекинга, если фильм касается истории кино. Но все дело в опыте редактора.

 

Беседовала Мария Вовк, 

студентка журфака УрФУ