Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

«МШТ-15. Ангел счастья»

«А еще у меня дома военная шапка есть, я ею людей пугаю», – выдает шутку на большом экране грузинский режиссер Дато Нацвлишвили. Это он пишет пьесу про пылесос, который эволюционирует, становясь человеком. Это он пребывает в поисках счастья и постоянно шутит. Мне,зрителю, с первых кадров становится любопытно: чего же больше в картине «МШТ-15. Ангел счастья»: иронии или правды?

Говорить о счастье, как оказалось, – занятие не банальное, если иметь в виду контекст фильма режиссера Вахтанга Кунцева-Габашвили (студия «Акробат», Тбилиси).Возможно ли рассказать зрителю о жизненном бремени, поисках счастья и удивительном режиссере Дато, который пишет пьесу про живой пылесос? Его машина МШТ-15 умеет чувствовать, да к тому же засасывать в себя негатив.

Может быть, пылесос – это и есть аллегория счастья? НоМШТ-15 – это только название пылесоса. Ирония здесь неслучайна. Режиссер ассоциирует себя с пылесборником, который борется с жизненным негативом, но в конце концов обретает себя благодаря любви к окружающим.Здесь проведена параллель между ним и его фантазийным героем. Дато черпнул в жизни горя. Во время Тбилисского путча в 1991 году он покинул родной город и уехал жить с маленьким сыном Мате в деревню, потому что на городских улицах стреляли в прохожих. И тем не менее Дато не потерял веры в миролюбие людей. «Счастье – это взаимоотношения с окружающими», –рассказывает он в «МШТ-15».

Быть может, счастье заключено в любви?

Далее свою жизненную историю рассказывают другие герои, приятели Дато. Жена Дато Лаура и приятель актер Гиви играют в театре и не мыслят жизни без постановок и декораций.Друг режиссера художник Арсен, несколько лет назад перенесший рак, разбрызгивает на холстах краски и печет к открытию выставки “пирог счастья”– сублимацию радости для окружающих людей. Еще один приятель Давида пишет роман и выстраивает во дворе молельню,соприкасаясь с Богом.Каждый герой демонстрирует свой атрибут счастья: краски, театральные подмостки, пьесу, Бога.

Фильм поначалу кажется головокружительным: не успеваешь воспринимать столь разные истории героев, погружаясь в их рассуждения и будни. Но в конце киноленты приходит осознание: они все-таки осторожно и бесхитростно вплетены в одну канву.

Однажды дороги привели героев к дому Нацвлишвили в его день рождения. За столом приятели приходят к мнению о том, что всеобщими усилиями достигают чувства защищенности.«Наш микромир – лекарство от всех бед».Каждый вносит в понятие счастья нечто свое.Краски, театральные подмостки, Бог и «МШТ-15» будто соединились в одно целое –это было и счастьем, и одновременно жизнью.

Анастасия Дубинкина,

студентка журфака УрФУ