Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

«Мне интересен человек, его глаза»

Фильм «Чемпионки» (студия «А-фильм», г. Екатеринбург) посвящен сборной Екатеринбурга по синхронному фигурному катанию на коньках «Юность». И это не история успеха, как может показаться из названия. «Чемпионки» – про настоящий спорт, с изнурительными тренировками, резкими замечаниями тренеров, шутками и смешками в раздевалках, о травмах, слезах и радостях побед. О том, как снималась эта история.

–Марина Александровна, как Вы встретились со своими героинями?

–В 2017 году я была на съемках в образовательном центре«Сириус» для одаренных и талантливых детей, который был создан при поддержке Путина после Олимпийских игр. В это же время на олимпийском льду шли тренировки у команды «Юность» из Екатеринбурга по синхронному катанию на коньках. Вот,тогда я впервые и познакомилась с этим видом спорта. Я увидела, как 16 юных спортсменок катаются как одно целое, катаются красиво, грациозно, слаженно и абсолютно синхронно! Меня это просто потрясло. Никогда не видела этого раньше, даже не знала, что такой вид спорта есть. А так как я с детства люблю фигурное катание и хореографию, то я была абсолютно покорена этой красотой. Довольно быстро мы подружились с тренерами, и я решила, что хочу снять об этой команде кино.

–Ваш фильм вызвал большой отклик в зале. Так много бытовых деталей, благодаря которым героям начинаешь сопереживать. Как передать жизнь в кадре?

–Следить за ней с камерой в руках, следить пристально и скрупулезно за деталями и нюансами настроений и взаимоотношений, а потом на монтаже тщательно отбирать материал, который тебе необходим для создания драматургического решения картины, для создания истории, которую ты хочешь рассказать. Я всегда прошу операторов уделять внимание крупным планам,потому что мне интересен человек, мне интересны его лицо и глаза. И если вы заметили, в картине было много крупных планов. И все они очень выразительные.

– Да, кажется, что ты подглядываешь. Но как только рядом появляется камера, люди меняют свое поведение. Как Вам удалось запечатлеть естественное состояние и поведение людей?

–Все мои фильмы сняты с помощью видеонаблюдения. Видимо, в силу моей общительности, люди мне сразу открываются, потому что видят, что я пришла с добрыми намерениями. К тому же все мои герои заняты делом. Им некогда постреливать глазами в камеру, потому что они работают. Героини нового фильма готовятся к чемпионату мира. И если бы они в это время думали о камере и о том, как они выглядят…Если бы это случилось, я бы просто попросила чтобы они больше не смотрели в объектив, иначе будет брак. Вот и все.

–Документальное кино уникально. И оно отличается от игрового, где всё проиграно и срежиссировано. Расскажите про особенности работы документалиста, как вы готовитесь к съемкам?

–Жизнь невозможно срежиссировать. А вообще все работают по-разному. У меня, например, как у режиссера, сначала появляется идея, история. И во время съемок я придерживаюсь этой истории, стараясь исподволь, незаметно направлять героев в нужном мне русле. Но с этой картиной было не так.Как, кого я здесь направлю? Команда готовится к чемпионату. Каждый день идут тренировки в хореографическом классе и на льду. Поэтому мы приходили и терпеливо снимали их жизнь.Но я не очень люблю съемочный процесс. Я всегда переживаю, что операторы снимут что-то не то и не так, в общем, побаиваюсь, что они где-нибудь, да «накосячат». И на съемках я всегда нервничаю, периодически дергаю операторов. Иногда парни злятся на меня и просят, чтобы я не мешала им работать. Но моя любимая часть процесса создания кино –это монтаж, потому что именно на монтажном столе начинает рождаться фильм. Именно на монтаже отснятый материал превращается в кино.

–Второе место «Юности» на чемпионате мира – это «не по плану»?

–Все были уверенны, что «Юность»вновь возьмет золото на чемпионате мира в 2020 году.Но на этот раз они стали вторыми. Потому что не всегда и не всё во власти человека. Но зато у нас в кино появился драматичный поворот в действии. И слезы девчонок, когда они узнают, что у них только второе место, дорогого стоят. А ведь в начале 2000-х годов, когда они заняли 2-е место, то были невозможно счастливы. И тогда были слезы радости.

А в 2020 году после второго места на глазах у девчонок были слезы грусти и печали. Вот такие они, человеческие амбиции…

Беседовал Артем Новоселов,

магистрант журфакаУрФУ