Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Как профинансировать кинопроект?

Начинающим кинокомпаниям бывает трудно заручиться поддержкой фондов и спонсоров. Но любое творчество требует финансовой поддержки. Мы задали вопросы Советнику Департамента информационного и медиаобеспечения Русского Географического Общества, куратору программы медиагрантов РГО Виктору Дятликовичу (Москва) после проведенного им в рамках нашего фестиваля мастер-класса на тему «Грантовая программа Русского Географического Общества: как получить средства на съемки документального кино».

 –Расскажите, пожалуйста, о работе грантовой программы РГО.

–Эта программа началась в 2010 году. Мы поддерживаем документальные фильмы, телепрограммы, серии образовательных роликов, лекций. Тематика достаточно широкая, но в целом, это все, что связано с популяризацией географии, путешествий, познанием России и всей планеты. За 10 лет было выдано порядка 250 грантов. Каждый год мы поддерживаем от 30 до 40 проектов.

–Сейчас остро стоит вопрос о глобальных проблемах экологии. Стали ли режиссеры с годами чаще обращать внимание на эти проблемы в своих фильмах? Заметна ли какая-то динамика?

– У нас всегда были проекты, связанные с экологической повесткой. Когда заговорили о теме глобального потепления, то мы увидели, например, заявки на создание документальных фильмов о ледниках Кавказа. Мы понимаем, что ледники тают практически по всей планете –это вызывает беспокойство.Так что подобные проекты действительно появляются.

– В наше время молодежь по большей части пользуется только интернет-ресурсами для просмотра картин, а в условиях пандемии это стало актуально и для старшего поколения.Планирует ли РГО помогать режиссерам в продвижении фильмов на интернет-площадках или в кинотеатрах?

–Мы своим софинансированием создаем условия для того, чтобы продукт был создан. Но если это очень хорошие проекты, и авторы просят нас присоединиться к продвижению, то мы можем обеспечить информационную поддержку. Когда начинается ограниченный показ нашего грантового фильма в кинотеатрах, то мы, конечно, помогаем с его продвижением у себя на ресурсах, на сайтах, в социальных сетях и так далее. Мы готовы финансово поддерживать проекты, которые рассчитаны только на интернет.Сегодня практически все команды, планируют собирать свою аудиторию на разных площадках. Но большинство пока рассчитывает на телевидение как на одну из площадок, и часто как на основную.

–Фильмы, проспонсированные РГО, участвуют в некоммерческих показах с согласия режиссеров. Эти фильмы можно увидеть в поездах, а в скором времени и на авиарейсах. А как насчет коммерческих показов?

–Грантополучатели достаточно редко передают нам права на коммерческое использование продукта. Их можно понять, они оставляют эту возможность за собой. Однако есть контент, который имеем право продавать и мы, но мы – общественная организация, а не коммерческая структура, поэтому у нас нет первоочередной цели продать чей-то контент и заработать на нем. Наша главная цель не зарабатывать, а просвещать.

–Во время мастер-класса Вы сказали, что при рассмотрении заявок обращаете свое внимание не только на представленный проект, но и на саму команду. Каковы критерии отбора в этом случае?

–Все оценивается по предыдущему опыту команды. Если у нее уже есть хорошо реализованные проекты, то у них гораздо больше шансов получить грант, чем у команды, которая пришла с нуля. Но это не значит, что мы не дадим деньги молодой команде.

–А часто ли начинающие команды возвращаются к вам вновь?

–Конечно, очень многие подают заявки во второй и в третий раз. Но, естественно, нет ничего закостенелого. Никто не дает гарантии, что, если вы получали грант два года подряд, то получится и на третий.

–А что делать, если у команды уже есть опыт и проекты, которые получились не очень качественными лишь по той причине, что не было финансирования? Как быть в этом случае?

–Постараться усилить качество проработки заявки. Чаще всего мы поступаем с молодыми командами следующим образом: мы не даем им грант максимального размера. Кто-то получает 300 тысяч, кто-то 500, кто-то 600. Мы смотрим, как команда распорядится этими деньгами, что сможет сделать на этот небольшой грант и какого качества это будет. И если команда первый проект реализует хорошо, то тогда в следующий раз у нее будет возможность претендовать на полную сумму.

–То есть, у начинающих команд есть возможность попробовать «демоверсию» гранта?

–Да, это можно назвать именно так.

– Кроме того, вы не выдаете сразу весь грант целиком, а делите его на части: к примеру, 900 тысяч рублей команда получает в начале проекта и 900 –по его окончании. Чем обоснована такая система?

–Логика здесь очень простая. Мы хотим быть уверены, что проект будет реализован. Двухэтапное финансирование делает получателя гранта более ответственным. По сути, при этой системе он должен или вложить собственные 900 тысяч на стадии создания продукта (которые мы потом ему «вернем» вторым траншем гранта) или привлечь софинансирование от третьей стороны. А если человек вкладывает в проект свои деньги (пусть даже временно) или привлекает софинансирование, он гораздо более ответственно подойдет к разработке своего проекта, он приступит к нему, только будучи уверенным, что сможет его закончить и получить второй транш гранта. 

–Часто ли у вас бывают проекты-разочарования? То есть,вы проспонсировали, а все получилось гораздо хуже, чем должно было быть?

–Да, проекты-разочарования есть. Но в любом случае, если автор сделал то, что нам не понравилось, мы не будем заставлять его вернуть деньги обратно. Однако плохая реализация проектов сказывается на принятии решений в дальнейшем – если эта же команда снова решила подать заявку на грант.

–Какой совет Вы могли бы дать тем, кто планирует защищать в РГО свой проект? На что обратить внимание в первую очередь?

– Когда вы прорабатываете и презентуете свой проект, будьте максимально искренними и понятными. Не пытайтесь прятать его лучшие качества за набором шаблонных фраз. Исходите из следующего: перед вами –потребитель, которому нужно доказать, что ваш проект действительно интересен. Это главный совет, которым многие, к сожалению, пренебрегают.

Беседовала Ангелина Гуманюк,

студентка журфака УрФУ