Информационную программу фильмов студии «Центрнаучфильм» представила руководитель кинофестивального направления киностудии имени М. Горького (правопреемника студии «Центрнаучфильм»), кандидат искусствоведения, доцент Мария Безенкова (Москва), которая затем ответила на интересующие зрителей вопросы.
– Почему именно эти фильмы были выбраны для сегодняшнего показа?
–С помощью каждой из картин ретроспективного ряда киностудия «Центрнаучфильм» представляет, по сути,целые десятилетия существования научно-популярного кино.«Что такое теория относительности?»–это шестидесятые годы прошлого века, когда в максимально игровой, доступной зрителю форме, при помощи актеров рассказываются сложные концепции про теорию относительности.Соответственно, семидесятые годы –это фильм «Альтернатива», упоение новыми возможностями компьютерной реальности, машинного управления, робототехники в качестве основы. «Генетика и мы» – это такое «человековидение» режиссера Елены Саканян. Она исследует проблему человеческого состава изнутри, и именно за счет этого представляет нам свою концепцию –каким должен быть человек со всеми его эмоциями как главной человеческой составляющей. А вот фильм «FutureContinuous»Владимира Кобрина – это уже постперестроечная риторика вкупе с постмодернистским взглядом на реальность, абсолютно субъективный авторский подход.
– Какова идея фильма «FutureContinuous»?
– Кобрин как режиссер был невероятным фантазером. Он считал, что научно-популярное кино должно интегрироваться в фантазии, мечты человека с точки зрения компьютерных элементов, с точки зрения культурных архетипов.
Этот «винегрет» из своих знаний, культурных аналогий, ассоциативных литературных метафор он всегда включал в свои фильмы, потому это всегда многоуровневые картины. Изначально ты что-то знаешь на определенном уровне,затем воспринимаешь новую линейку смысла, дальше тебе добавляется еще одно переосмысление того, о чем он говорит. Так он создавал мозаику впечатлений.
– Расскажите об идее съемок документального кино про Арктику?
–Режиссер фильма«Арктика. Очищение» Алексей Кобылков нашел это пространство в рамках журналистского расследования, съездил туда, вдохновился, написал сценарий.По сути, вся эта история выросла из газетной, публицистической составляющей, а получилось кинематографическое высказывание.
–Есть ли у Вас любимые документальные ленты?
–Безусловно, я очень люблю авторские документальные фильмы Виктора Косаковского из наших, современных, а из зарубежных мне нравится Джошуа Оппенхаймер. Из ярких документальных кинематографий на первом месте будет китайская, на втором шведская.
– Как часто проводятся подобные показы?
–Киностудия имени М. Горького демонстрирует свои картины и просто в кинотеатрах, и в рамках фестивального продвижения. Наши картины востребованы.Новых пока не так много, потому что мы только в 2019 году запустили продакшн документальных картин, но наши фильмы уже посмотрели на всех континентах, включая Австралию.Я горжусь тем, что самые первые проекты стали активно участвовать в фестивалях.В ближайших планах у нас кинопрокат программы киностудии имени М. Горького в кинотеатрах России. Мы начинаем с Москвы, затем Санкт-Петербург.Думаю, что у нас будет задействовано еще пять-десять городов. Ведь зрителям нравится обсуждать какие-то проблемные вещи, которые отвечают их запросам.
Записала Дарья Дручинина,
студентка журфака УрФУ