В рамках фестиваля прошла информационная программа«Шаг в профессию», составленная из работ студентов Ростовского-на-Дону и Иркутского филиалов ВГИК им. С. А. Герасимова.
Отрывки из ежедневной рутинной жизни героев, представленные в фильмах, погружают зрителя в «обычную», «непримечательную» для большинства современных людей среду обитания, ставшую образом жизни для простых, порой «заурядных» советских граждан.
Фильм Ольги Тугаевой «Красная звезда» (мастерская В. Тимощенко) рассказывает о Сергее Ивановиче – простом деревенском агрономе и шофере, всю жизнь прожившем с ностальгией по Советскому Союзу, его людям и даже гимну. Весенние пейзажи в картине сменяются летними, а следом и осенними, показывая расцветающее, а затем и угасающее настроение жизни самого героя. История Сергея Ивановича представляет зрителю все сложности жизни, с которыми сталкивается обычный деревенский трудяга, а также ностальгическую интимность единения человека с природой.
«Невеста Байкала» Марии Филичевой (мастерская С. Головецкого) рассказывает историю Светланы Иннокентьевны Каницкой, бывшего модельера, а ныне – художницы, ведущей отшельническую жизнь. Пейзажи и портреты туристов, выходящие из-под кисти Светланы Иннокентьевны,погружают зрителя в атмосферу творчества героини –в маленький мир, в котором правит простое и самобытное искусство. Музыка, прерываемая телевизионными передачами и стихами Владимира Пламенецкого в чтении самой героини, вызывает теплое и нежное чувство ностальгии, способное растопить сердце самого привередливого зрителя.
«Повелитель времени» Владислава Бакалова (мастерская С. Головецкого)– одна из самых завораживающих лент программы, представляющая собой черно-белую историю краеведа Сергея Плющенкова. Нечастые короткие диалоги ничуть не нарушают атмосферу картины, наоборот, позволяют зрителю почувствовать некую причастность к процессу съемки. а музыкальное сопровождение и профессиональная операторская и режиссерская работа добавляют фильму теплой, пускай и «черно-белой» уникальности. Сцены, в которых представлены фотографии молодого Сергея Кирилловича, сменяются кадрами настоящего, тем самым показывая, насколько время быстротечно, а жизнь коротка.
«Тренер» – фильм-портрет, срежиссированный Маргаритой Стельмашонок (мастерская Ю. Бывшевой), рассказывает историю Александра Валентиновича Хаустова, заслуженного мастера спорта и руководителя школы греко-римской борьбы для глухих и слабослышащих детей «Спарта». Профессия тренера показана жесткой, но справедливой. Кадры спортивных соревнований, в которых Александр Валентинович переживает за своих воспитанников, остро реагируя на их ошибки, сменяются домашними сценами, в которых тренер с нежностью и любовью рассказывает о ребятах-воспитанниках, ставших для него родными. Шутки, интересные истории и искренность профессионала своего дела позволяют зрителю погрузиться как в спортивную атмосферу соперничества, так и в домашнюю, уютную атмосферу уважения и любви тренера и его мамы.
Разные истории, разные люди и их непохожие друг на друга жизненные выборы цепляют зрителя, заставляя сопереживать героям. В своих работах студенты смогли интересно, максимально реалистично передать задуманные ими идеи и показать жизни тех «простых и заурядных» людей, о которых действительно стоит говорить.
Полина Колошкина,
студентка журфака УрФУ