Победа в номинации «Лучший фильм» на Международном кинофестивале «Форма жизни», первое место в категории «документальное кино» на Московском международном кинофестивале «Будем жить», специальный приз «За философскую глубину» на фестивале КрымДок – все это о новой работе режиссера Дмитрия Семибратова «Чечня и мир». Мы поговорили с ним о создании столь актуальной на данный момент ленты, которая была показана в рамках фестиваля документального кино «Россия».
– В Вашей фильмографии фигурирует только документальное кино. Почему Вы решили заниматься именно документалистикой?
В студенческие годы я снимал не только документальные, но и игровые работы. Позже поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Валентиновича Мирошниченко. Благодаря моему учителю я понял, что документалистика мне интересна больше.
– Что Вас вдохновило на создание фильма «Чечня и мир»?
Ключевую роль сыграло мое отношение к конфликту в Чечне. Эта тема была мне интересна всегда, потому что я рос в 90-ые годы. Шли бои в Чечне, поэтому очень часто по телевизору транслировались новостные сюжеты, которые затронули судьбы многих людей. Тема была интересна мне всегда, только не хотелось ее делать однобокой. Поэтому мы искали разные возможности. Я лично читал материалы, которые так или иначе связаны с Чеченской кампанией. Впоследствии наткнулся на то, что по прошествии 25-30 лет природа Чеченской Республики после боевых действий восстанавливается – это касается как животного мира, так и лесов.
– Как Вы нашли героев своей новой работы?
Мы написали письмо в Министерство природных ресурсов Чеченской Республики с просьбой оказать содействие. Там нам назвали женщину, отвечающую за взаимодействие внутри Минприроды. Она и стала одной из главных героинь нашего фильма. Благодаря ей, мы поехали по районам искать подходящих персонажей, которым есть что рассказать. Помимо прочего, мы старались рассматривать разные аспекты личной жизни людей.
– Возникали ли у Вас какие-то технические трудности во время съемок?
В принципе их не возникало. Наша команда состоит из профессиональных людей. Как правило, все оборудование заранее проверено. Важный этап работы – хорошая подготовка, поэтому, если все проработано, то сложностей не бывает. Опыт у нас в этом деле есть.
– Какие остались у Вас впечатления от фестиваля документального кино «Россия»?
Во-первых, здесь есть возрастная аудитория, которая смотрит фильмы. Всегда приятно видеть в зале и молодых людей, интересующихся современной повесткой, событиями в стране и мире. Когда вечерами были открытые обсуждения увиденных картин, туда приходили зрители разных возрастов, которые задавали вопросы. Это здорово. Мы же снимаем кино не только для себя, но и для широкой аудитории. И она в Екатеринбурге есть. Во-вторых, в этом году очень сильная конкурсная программа. Люди, уже имеющие опыт в документальном кино, на работах которых я учился, участвовали в конкурсе наряду со всеми. Это говорит об уровне фестиваля и широте его тем. Впечатления от него исключительно положительные.
Беседовал Никита Петров, студент журфака УрФУ