Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

В Канаде говорят:«Смазывают только скрипящую дверь»

Фильм «Русский путь» (ООО «Достоевский Док») про Наталью Левину биолога, которая долгое время прожила в Канаде, но решила вернуться на родину.Она хочет обустроить жизнь в селе, где жили ее родители. Только оказывается, что здесь все работает немного по другим принципам, и за изменения приходится бороться: иногда с обстоятельствами, иногда с администрацией, иногда и с самими жителями. Мы поговорили с режиссером Татьяной Соболевой о создании фильма и общении с Натальей.

–Как Вы познакомились со своей героиней?

–Я встретила ее почти случайно. Сначала увидела ее пост в соц.сетях, где она искала волонтера, который помог бы снять видеоролик для краудфандинга по сбору средств на постройку медпункта в деревне Норино. У меня был фильм про медицинский корабль в Ханты-Мансийском округе. Я провела там много времени и погрузилась в проблемы медицины в отдаленных уголках. Я подумала: «А как обстоит дело у нас, в европейской части? За этим может быть какая-то история?»Вызвалась волонтером и поехала. Оказалось– довольно далеко, хотя вроде всего триста километров, но ехать шесть часов. Я познакомилась с Натальей и увидела в ней героиню, а в ее планах – историю для будущего фильма.

–Вы работали над фильмом три года. Как проходили съемки?

–Документальный процесс, всегда протяжен во времени, потому что с героями должны произойти события и, в отличие от игрового кино, где можно написать и сыграть это за двадцать дней, здесь с человеком не случается все в один день, мы вынуждены ждать и «высиживать» события, приезжать и уезжать.Фильм создавался практически без финансирования, и в титрах выражена благодарность всем, кто помог сделать картину.Процесс был долгий и непростой.Менялись операторы. Центральную часть я вынуждена была снимать сама.

–Что двигало Вами в процессе работы?

–Конечно, режиссером всегда движет желание или разобраться в этой жизни, или что-то в ней изменить. Мне кажется, из всех предыдущих моих картин эта –наиболее социальная, она стала для меня гражданским поступком.Меня все время вело вперед то, что если Наталья делает такие вещи, которые я бы не смогла, то я хотя бы должна сделать об этом кино.

–Ваш фильм про ситуацию, в которой живет исключительная героиня, или про типичную для России ситуацию?

–Про то и про другое. Вы правильно сказали – это с одной стороны исключительная героиня, а с другой – типичная ситуация. Деревня Норино, о существовании которой я раньше и не подозревала, очень типичная. Все очень характерно для России. Потому и было интересно разбираться. Я увидела в деревне Нориноцелый микрокосм, средоточие всех российских проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Это некий жизненный пример–в деревне появляется человек с неожиданными идеями, но знанием другого общества, где такие идеи прекрасно работают. Человек пытается их применить, но у нас все пробуксовывает. Это и был предмет моего исследования.Получится ли у нее что-либо изменить?

–Насколько важно то, что Наталья приехала из Канады?

– Важна не сама страна, конечно. Важно ее проживание в другом обществе. Я в ней увидела уникальную героиню. С одной стороны – русскоговорящий человек, рожденный в России. С другой стороны, почти половину жизни она прожила в другом обществе, по-другому организованном. Уникальность героини состоит в том, что она – не иностранка, приехавшая«возделывать» Россию. Это наш человек, но из другого общества. Она другая, и это видят односельчане, но не видит она сама. Не видит, что все вокруг мыслят как-то иначе.

–Что означает название фильма?

–Это и есть основной предмет исследования. Героиня говорит: в Канаде все работает по принципу –«чинят ту дверь, которая скрипит». Давайте мы применим этот принцип, заявим о проблемах и начнем чинить. Но у нас существует представление о собственном пути развития. Мы не Восток и не Запад, а где-то посередине, поэтому чужие модели применять не можем. Вопрос: как же тогда действовать? Дорогу отремонтировать не можем, так как у нас особый путь.А где он? Для меня это и был главный вопрос: мы действительно такие особенные или проблема в ином:нам надо просто самим почистить свой двор и чуть-чуть задуматься.

–Мне показался интересным финал: вроде героине удается добиться каких-то улучшений, но при этом она не уверена в окончательном результате. У Вас есть ответ на вопрос:по предложенному пути можно пройти или люди не меняются?

–Это вопрос каждого: можешь ли ты идти по предложенному пути или твоя хата с краю, тебе страшно, ты не хочешь ничем рисковать, на это нет времени, ни с кем не хочешь конфликтовать? Финал – единственный эмоциональный выплеск нашей спокойной, интеллигентной героини. Она стремится услышать каждого, найти нужные аргументы. Но и она может дойти до точки отчаяния.И у нее возникает вопрос: почему люди не хотят жить в красоте, что это за русский путь такой особенный?

Беседовала Анна Капустина,

студентка журфака УрФУ