Россия, г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, д.145, оф. 605
(343) 261 39 12
rossia-doc@yandex.ru

Владислав Кеткович: “Я хочу показать Россию”

 

Мастер-класс по продюсированию российского документального кино провел генеральный директор ООО «Кинокомпания Этнофонд» Владислав Кеткович (Москва), который после мастер-класса рассказал нам об особенностях этнографического кино и о том, как ему удалось продвинуть отечественное документальное кино в Европе.

– Почему Вы решили снимать документальное кино о народах России?

– Когда мне было 17 лет и пришла пора выбирать вуз, я сначала поступил в технический институт. Но когда я пришел на лекцию по дифференциальным уравнениям, я осознал, что за полтора часа лекции я не понял ни слова. Тогда я задал себе вопрос: «Точно ли я занимаюсь тем, что мне нужно?» В итоге я забрал документы и поступил на географический факультет. Нужно сказать, что я с детства увлекался тем, что читал книги про путешествия, интересовался географическими исследованиями. Потом я познакомился Анатолием Хижняком, он тоже учился на геофаке и уже был известен своими экстремальными путешествиями. Мне это показалось очень интересным. Мы объединились и организовали экспедицию в Казахстан, а затем в Африку, где жили вместе с пигмеями. Затем мы поехали в Южную Америку, взяли с собой камеры и запечатлели нашу экспедицию. Так и началось.

– Какие цели Вы преследуете, снимая документальное кино?

– Я хочу показать Россию. С 2000-х путешествую по ней, и мне это по-прежнему нравится. У нас этнически богатая страна. А антропология – это бесконечный источник вдохновения. Мне очень интересно общаться с представителями разных народов, наблюдать, как они живут. Не так интересно смотреть на красоту природы, как общаться с людьми из других этнических групп или даже субкультур. Один из первых моих фильмов, например, был про старообрядцев, которые, несмотря на прошедшие сто лет, сохранили свой фольклор.

– В Вашем фильме про ненцев вы рассказываете историю Иванны. Можно ли снять документальное кино про нацию без героя?

– Можно, но это будет не так интересно. Намного интереснее следить за историей реального человека. Это дополняет кино сюжетными перипетиями. На примере конкретного героя проще рассказать о том или ином народе. Причина – в психологии. Зритель понимает, что его не обманывают, что все это происходит на самом деле.

– На Мастер-классе Вы говорили, что европейские телеканалы и платформы готовы платить за документальное кино о народах России. Зачем им это нужно?

– Телевидение – индустрия, которая постоянно нуждается в новом контенте. Конкретный канал преследует определенные цели. Он должен удивлять и развлекать зрителей. Сейчас документальное кино перестало быть скучным, как в Советском Союзе. Мы избавились от этого стереотипа советских времен. Теперь оно может развлечь зрителя, порой даже больше, чем игровое кино.

– Как Вы считаете, насколько важна поддержка государства для создания хорошего фильма?

– Очень важна. У нас в России сейчас очень специфическая ситуация с цензурой. Если ты берешь тему о правах человека, она может и не получить господдержки. Но и Министерство культуры подставлять не хочется. Я не понесу к ним идею про условного Петра Павленского, несмотря на то что это тоже часть нашей жизни. Если не касаться политизированного сегмента документального кино, то я все равно скажу, что государственная поддержка очень важна, хотя бы потому, что продюсерам не приходится ходить с протянутой рукой и просить финансирования в самых разных местах. Это позволяет тебе снимать документальное кино и не заботиться о постоянном поиске средств. Наше Министерство культуры поддерживает отечественное документальное кино, что позволяет ему развиваться, становясь более качественным.

Беседовал Евгений Соколов,
студент журфака УрФУ